[ Главная I Пресса I Назад I Следующая cтатья ]

       ФИЛОСОФСКИЙ СПОР ЧИТАТЕЛЕЙ_______________________ВЕЧНОСТЬ И ВЕК
26 июля с.г. "Советская Россия" опубликовала письмо десяти академиков, в котором они, обращаясь к президенту В.В.Путину, выражали серьёзную обеспокоенность в связи с неоправданным, на взгляд учёных, вмешательством Русской православной церкви в науку и образование. Письмо академиков получило широкий общественный резонанс. Немало откликов поступило в "Советскую Россию". 4 августа была опубликована подборка писем, в которой особо выделялось заявление группы патриотической интеллигенции, под которым стояло более сорока известных имён. Оно, в свою очередь, вызвало активную реакцию читателей. 9,16,23 и 30 августа была продолжена начатая дискуссия, представлены самые разные точки зрения. В редакцию продолжают поступать дискуссионные письма и статьи.

ХРИСТОС БЫЛ ПЕРВЫМ КОММУНИСТОМ
       Резонанс и жаркие дебаты в "Советской России", вызванные "письмом академиков", говорит о том, какая основополагающая проблема скрыта в этом вопросе. Кажется, за последнее время ни одна тема не вызвала такого бурного отклика. Это побудило и меня, подлить очередную порцию "масла" в столь серьёзно разгоревшееся "пламя". Парадокс в этом диспуте заключается в том, что пока обе стороны не договорятся о некоей третьёй точке зрения, принятой обеими сторонами и которая создала бы гармоническое равновесие - конфликт будет обречён на бесконечное продолжение. Вместе с тем мне кажется, что есть направление, в котором можно попытаться поискать выход из существующего кризиса.
        Для начала, необходимо более конкретно определить позиции противостоящих сторон. С одной стороны - это православные священники, теологи и все, кто поддерживает их точку зрения о необходимости более активного включения церкви в образовательный процесс. С другой - учёные, в основном воспитанные в атеистической советской среде, а также те, кто разделяет их точку зрения об ограничение влияния церкви и отделения её от государства. Если не учитывать определённые исключения, то становится очевидным, что церкви больше импонирует либо монархический строй или современная демократия, которую таковой можно назвать с огромной натяжкой. Те же, кто выступают за отделения церкви от государства и по большей части за научный атеизм - прямо или косвенно тяготеют к социалистической позиции. Я исключаю из их числа и тех и других, приверженцев псевдодемократии, тех, кто протестует против любого давления нравственных ограничений извне, будь то коммунистическая идеология или христианская церковь. Такие, скорее всего не относятся к читателям "Советской России", их позиция - это потребление "удовольствий" без оглядки на нормы морали, которые они ловко обходят демагогией о свободе, толерантности и общечеловеческих ценностях.
       Для более конкретного определения этой третьей точки равновесия, подходит, на первый взгляд, парадоксальное высказывание Г.А.Зюганова: "Христос - был первым коммунистом!" И здесь очень важно уточнить, что не только глава КПРФ зачисляет Основателя христианства в свои ряды, но и все разнообразные секты и религиозные конфессии, так или иначе сопрягающие свои догматы с учением Христа. В связи с этим, вывод напрашивается сам собой - Христос не был ни католиком, ни православным ни коммунистом, избравшим для себя приоритетным одно из множества толкований Его учения. При этом можно сказать, что и коммунизм и христианство, во всём его многообразии, по своей сути являются аспектами одного Завета, последователи которого на протяжении веков ведут между собой нескончаемые споры и войны. При этом война идёт не между выразителями учения, а между его толкователями. Блажен тот священник, который увидел в коммунизме продолжение учения Христа на новом историческом этапе, и прав тот коммунист, который не сопрягает христианство как идею, с национальными теологическими догмами. Вся проблема в том, что нравственное духовное учение, данное всему человечеству, присваивают заинтересованные национальные и классовые группы, используя его для идеологического и теологического оправдания своей узко национальной церковной или государственной политики, ущемляющей интересы других наций и конфессий.
       Было точно замечено в одной из статей на эту тему: если принять догмат христианства, что вся власть от Бога, то придётся согласиться, что и советская власть также несла в себе основополагающий божественный замысел. Нетрудно догадаться, что признание руководящей роли Божества (основа христианства), а также исполнение Его Заветов (идеология коммунизма) - одинаково важно. И именно в этом месте лежит камень преткновения, разделяющий страны и народы.
       Пусть, атеистически настроенные, последователи коммунистического мировоззрения попробуют принять в качестве научной гипотезы существование Царства Небесного и Христа, как некой надмирной сферы существования, не вполне доступной на данном этапе для научного исследования. Такие попытки делал академик Вернадский. Есть очень много интересных наработок по этому поводу в неакадемической науке, также и теософию не надо сбрасывать со счетов.
       Пусть христианские теологи, провозглашающие царство Бога реальным, подумают: почему современное общество, которое их так щедро спонсирует, одновременно нещадно попирает все нравственные нормы, которые они призваны отстаивать, и почему храмы для молитвы и капища разврата и поклонения желтому дьяволу, строятся одновременно и подчас на одни и те же грязные деньги. При этом в советский период, почти все эти пороки были искоренены на государственном уровне. Пусть христианские теологи, если они принимают реальность Бога (Надмирного Разума), не считают Его при этом слепым и глухим к тем беззакониям, которые творятся под молчаливым попустительством церкви. Пусть им станет ясно, что Христу, в реальность которого они "свято" верят - не нужны каменные здания с куполами, построенные на нищете и крови. Не нужны Ему и пышные церемонии разодетых в золото иерархов, когда массы простого народа прозябают в бесправии, без средств существования в среде, где духовное растление стало нормой. Не вызывает сомнения и то, что Христу, которого они почитают, так же противно, когда одновременно в храмах горят свечи, а на улицах "красные, фонари", когда щедро курится фимиам над дорогими машинами и банками, а голос церкви против творимых беззаконий слаб и не слышен. Иисус Христос в своей земной миссии был не с фарисеями и садукеями, а с пролетариями того времени и Он гнал торгующих из храма, обличая деградировавшее церковианство того времени. И в этом смысле прав Г.А.Зюганов, называя Христа первым коммунистом. Поэтому вполне вероятно предположить, что Бог или Высший Разум, наблюдая в царской России почти то же, что было два тысячелетия назад в Палестине, послал людям следующий, ещё более новый Завет - в виде идеологии коммунизма. И как Христос в своё время отверг фарисеев, говоря, что невозможно молодое вино влить в старые мехи, так и советская власть отвергла прогнившее до основания церковианство. Но она при этом не отвергла сами идеи Христа, а стала последовательно воплощать их в жизнь во всех без исключения слоях общества, при этом поднимая самый униженный класс к свету знания, воспитывая в людях идеи братства, поощряя одухотворяющие формы творчества, вдохновенный труд на благо общества. Если церковники честно вспомнят, сколько жизней унесли религиозные войны и какие репрессии творила "святая" инквизиция, они навряд ли будут присваивать себе моральное право обличать в тех же самых грехах советский строй. Всем ясен закон: "Чем больше Свет, тем больше от него тень". Но это не значит, что сам Свет плох и Его не должно быть. Виновата не идея, а люди её дискредитирующие.
       Кажется разумным, что победить и доминировать в обществе должна новая объединяющая, а не разъединяющая научно-религиозная идеология. Воинствующие атеисты должны, хотя бы в теории, признать возможность существования надмирного Разума (Бога) и провозгласить основным эволюционным устремлением человека не только материальное благополучие, пусть и в нравственно здоровом обществе, но и вектор устремления вверх, по пути познания не только грубо материальной, но и тонкой психической вселенной. Иначе коммунистам придётся вечно вести соревнование с Западом на одном пути к общей цели материального достатка и комфорта. Но любая, самая нравственная доктрина, опирающаяся на материалистические цели, рано или поздно, всё равно деградирует, и страна, её принявшая, в конце концов будет иметь самый высокий процент самоубийств, как в материально благополучной Швеции.
       Вместе с тем у коммунистов есть опасная склонность заигрывания с национальным церковианством, которое плоть от плоти - атрибут буржуазного строя, и которое ничего, кроме национал-шовинизма выродить не сможет. Надо искать здоровые силы в церковной среде, не зараженные национал-буржуазным антикоммунизмом. Тогда церковь, также приняв возможность научного познания и развития духовной природы человека, в одном строю с коммунистами и истинными демократами, вооруженные новой христианско-коммунистической идеологией, впитавшей всё самое прогрессивное и лучшее друг у друга, вместе смогут вывести страну из кризиса и дать пример всему миру конструктивного, а не коррупированного сотрудничества государства и религии.


[ cледующая cтатья ]Возврат
Hosted by uCoz