Акбар Джель-аль-Дин Мохаммед
Стимулирование определённых людей к феноменальному действию и побуждение других, является также другим путём, через который божественное вмешательство должно найти выражение. Оно проявится посредством динамических и вдохновлённых лидеров. Часто, в течение веков, люди осенялись божественностью и вдохновлялись Богом к принятию позитивного лидерства и так делали божественную цель фактом обуславливающим мировые события. Не откликнись они так на влияющее впечатление и не прими они ответственность, наложенную на них, курс мирового развития мог бы быть совершенно другим. Я говорю здесь о таких выражениях божественной воли как Моисей, Законодатель, Акбар, воин и учащийся, Леонардо да Винчи, вдохновлённый художник, и о других великих и выдающихся фигурах, которые определили основные направления человеческой цивилизации; я говорю также о конструктивных силах, которые руководили родом человеческим в возрастающем свете знания и понимания. (Алиса А.Бейли (Тибетец) "Экстернализация Иерархии") Не смешает со множеством славных имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории. (Николай Рерих сборник "Твердыня пламенная" II Душа народов.) Акбар Великий, третий император из последней мохаммеданской (могольской) династии Бабуридов, правившей с 1526 г., на п-ове Индостан, родился 14 окт. 1542 г. в Синде (ныне провинция Пакистана), где провел первые 12 лет своей жизни. Он был сыном императора Гумайуна. Едва достигнув 13-ти летнего возраста Акбар унаследовал трон своего отца (15 февраля 1556 г.), и находился вначале под опекой своего визиря (регента 1-й империи), туркмена Байрам-Хана который устранил угрозу со стороны индусского военачальника Хему во втopoй битве у Панипата в 1556г.. Непосредственный интерес к государственным делам юный падишах стал проявлять только через четыре года, проведённых в беззаботных забавах. С принятием Акбаром управления окрепшим королевством, с 1560 г. начался один из самых славных периодов в истории Индии. Будучи семнадцатилетним юношей он изгнал своего регента Байрам-хана, полностью взяв в свои руки государственную власть, покорил бунтовщиков, к которым принадлежал его собственный брат Гаким (1579) и в продолжительных войнах распространил свою власть на весь северный Индостан, включая Кашмир, Гуджарат, Бенгалию и земли Инда. Сильно напоминавший деда (Бабура), Акбар был легок на подъём, удивляя противников стремительными марш-бросками. В 1573 году он подавил восстание в Гуджарате проведя за месяц свою армию через 1000 км пустыни и прерий. Воспользовавшись дорогой в Патну, которую построил Шep Хан для быстрой связи со своим королевством в Бихаре, Акбар к 1576 г. поставил под эффективный контроль империи богатейшую провинцию Бенгалию, бывшую до этого независимой четыре века. За долгое самостоятельное царствование (до 1605г.) года Акбар зарекомендовал себя выдающимся полководцем и политическим деятелем, выстроившим могущecтвeннoe и процветающее государство. Для этого он направил все свои усилия к укреплению внутреннего могущества, организации системы управления обширными владениями и действительно привел их в такое цветущее состояние, какого не было ни до, ни после него. Первым его делом было примирить и заставить слиться воедино разнородные элементы народонаселения, для чего он одинаково доброжелательно относился к индусам и мохаммеданам, и даже персам и христианам разрешил свободное исповедание их религий. Кроме того, он проявил себя как покровитель земледелия и торговли (которую завязал даже с европейцами), и как поклонник наук и искусств.
Aкбap думал, как обеспечить прочный фундамент империи в условиях когда большинство населения исповедывало аборигенные религии. За предыдущие пять столетий история взаимоотношений мусульман и индусов была полна трагических страниц. Акбар понимал: для того чтобы империя была стабильной, ей нужно "укорениться" на местах, он искал поддержки у местных феодалов, поэтому была изменена ранее существовавшая система, при которой высшие посты в государстве занимали иностранцы. Главной военной и политические силой среди индусских государств были свободолюбивые раджпуты, достаточно сильные, чтобы сохранить свою независимость, и достаточно разобщённые, чтобы попытаться объединить страну и организовать общий фронт борьбы против мусульман (Моголов). Акбар провёл несколько успешных военных кампаний в Раджастане, хотя ему так и не удалось сломить сопротивление раны Мевара. Более выгодным оказалось заключение брачных и политических союзов с раджпутской верхушкой. Ещё в 1560-е годы Акбар породнился с джайпурским и джодпурским королевскими домами, наиболее влиятельными в Раджпутане, что открыло дорогу для подобных союзов с другими кланами, в результате чего они из опасных врагов превратились в преданных союзников. Правители Джайпура и Джодхпура выдали многих своих принцесс замуж за Моголов. Акбар взял себе в жены нескольких дочерей феодалов-раджпутов, отдав таким образом дань уважения местным традициям, а самих феодалов назначил на высшие государственные должности. Раджпуты стали эмирами и мансабдарами (чиновниками) империи, получили свободу вероисповедания, эпоху мирного процветания и свободной торговли. Тех, кто отказывался ему подчиниться Акбар сурово карал. Таким образом император имел при дворе многих раджпутских князей "агентов", которые сообщали о всех важных решениях князей или событиях, касающихся интересов империи. Постепенно Акбар уравновесил количество представителей каждой группы знати, включая и своих собратьев из числа Моголов, таким образом все эти группы вынуждены были терпимо относиться друг к другу. Изнутри непрочная военизированная империя, объединившая путем завоеваний обширные территории, имевшие слабые экономические связи, при Акбаре обрела большую устойчивость в результате успешных административных реформ. Как отмечалось выше, он включил раджпутскую, а следом за ней индусскую аристократию Северной и Центральной Индии в правящий класс империи - эмиров (наследственных князей), мансабдаров (чиновников и офицеров) и заминдаров (мелких землевладельцев). Мансабдары были распределены по классам, показывавшим, какое количество воинов они были обязаны предоставить для имперской армии. В то же время их титулы не были наследственными и не прикреплялись к земельным уделам, которые они могли бы превратить в наследственные земли. Такую ошибку совершил Фироз Шах Туглук и дорого заплатил за неё ускоренной дезинтеграцией Делийского султаната. Акбар в отличие от Фироза не испытывал финансовых затруднений и платил мансабдарам зарплату наличными. Акбар также решил проблему сбора налогов, поручив его вождям общин и мелким землевладельцам - заминдарам, которые были в массе своей индусами. Наведя порядок в сборе податей и налогов, он, как и его дед император Бабур, способствовал развитию торговли. Эта система двойного формирования правящего класса действовала бы и в дальнейшем эффективно, если бы Акбару удалось разрешить противоречия между последователя индуизма и мусульманства. Отсюда его интерес к вопросам религии и попытки создания новой, объединяющей всех его подданных веры. Акбар был большим покровителем живописи, унаследовав богатство тимуридской дворцовой культуры и дворцового искусства. Через священников-иезуитов, он также узнал европейское искусство, особенно живопись. Иллюстраторы книг издавна стекались к дворам его предшественников. Их труды изучались и развивались художниками двора Акбара, собранными в основном из традиционных индийских центров искусства. Возник новый стиль, в котором сплетались воедино персидские и индийские элементы. Молодых художников императорских мастерских обучали персидские миниатюристы. Последние два десятилетия XVI в. отмечены подъемом школы живописи Акбара, иллюстрировавшей большое количество рукописей. Для того, чтобы люди лучше понимали другие религии, Акбар приказал перевести на фарси и проиллюстрировать индийские эпосы такие, как "Рамаяна", "Махабхарата", "Хари-ванша", поскольку император придерживался убеждения, что "они содержат Истину". Акбар покровительствовал историкам, и во время его правления был написан фундаментальный исторический труд Акбар Нома (Книга Акбара). Оставаясь до конца жизни неграмотным, Акбар Великий проявлял живой интерес ко всем религиям помимо ислама и большой интерес к интеллектуальным спорам. Он собирал теологов, проповедовавших различные вероучения, обсуждал с ними вопросы религии и метафизики, обменивался идеями, отказываясь при этом признавать абсолютное превосходство ислама. В 1572 г. священник-иезуит отец Клаудио Акуавива познакомил его с христианством. Акбар поддерживал открытие как мусульманских, так и индуистских школ, покровительствовал художникам и писателям. Он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение единства всех религий, которое назвал "Дин-и-Илахи" (божественная вера). Эти попытки потерпели крах к 1581 году, когда консервативное мусульманское духовенство организовало против императора заговор, беспощадно подавленный Акбаром. Его ориентация на суфийский культ, более понятный индусскому большинству, не привела к заметному сближению двух крупнейших общин Индии, хотя индусы впервые за долгое время вздохнули свободнее - Акбар позволил им восстановить храм Вишванатха в Варанаси, отменил налог на неверных джизию и сбор за паломничество. За время правления Акбара были построены многочисленные величественные здания, в Фатехпур-Сикри, где он основал свою столицу, красный форт в Агре, форт и дворец в Аллахабаде и многие другие, в архитектуре которых, удивительным образом сочетались индуистские и мусульманские стили. Свой мавзолей Акбар начал строить сам в соответствие со своей эклектической философией, в его убранстве он также смешал исламские, индусские, буддийские, джайнские и христианские мотивы, придерживаясь характерного для Моголов правила идеальной симметрии. Недалеко от мавзолея стоит каменная скульптура боевого коня Акбара, а чуть дальше находится гробница его жены-христианки Мирьям Замани, матери Джахангира следующего (после Акбара) правителя династии Великих Моголов. К концу жизни император Акбар контролировал обширные территории к северу от реки Годавари и от Бенгальского залива до горных долин Кандагара. Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорческой деятельностью сына, царевича Седима. Умер Акбар в 1605 г. близ деревни Сикандра, недалеко от Агры. Престол унаследовал Седим под именем императора Джахангира. Историю царствования императора Акбара собрал и описал его знаменитый визирь и друг Абул-Фасл (ум. 1602) в "Akbarnameh", третья часть которой, под заглавием "Ayini-Akbari" переведена Глядвином с персидского на английский язык (3 т., Калькутта, 1783 - 1786; Лондон 1800). |