ПОИСК ВЫХОДА ИЗ ИДЕЙНОГО КРИЗИСА

Вячеслав Андреевич Дровенников, кандидат философских наук
"Экономическая газета", №16 (237), апрель 1999 г.

       Глубокий духовный кризис, который переживает современная Россия, - неотъемлемая сторона капиталистического реформирования страны. Начало его было связано с отказом либеральной власти от марксизма-ленинизма как идеологии государственного социализма. Отбросив его, буржуазные идеологи не смогли противопоставить ему идеи, которые оказались бы способными сплотить вокруг себя большинство общества. Образовался духовный вакуум, в который ринулись средневековые представления, потребительские идеалы, авантюристические концепции.
       Для того, чтобы преодолеть это духовное опустошение, по-видимому, необходимо вернуться к истокам идейного кризиса и попытаться найти выход из него на пути воссоздания коммунистической идеи, доказавшей на опыте Советского Союза свои возможности. При этом необходимо будет переосмыслить коммунистическую идею в соответствии с новыми историческими условиями.
       Существенным шагом в этом направлении, на мой взгляд, представляет опубликованные в "Экономической газете" работы В.Орлова (№ 9) и А.Куприна (№ 10). Серьезное методологическое значение в исследований современной проблематики и перспектив общественного развития имеет изданная "Экономической газетой" книга "Темнее всего перед рассветом". В ней на обширном и многогранном обществоведческом материале раскрывается эффективность и плодотворность творческого использования марксизма. Книга способствует решению одной из ключевых гносеологических задач, связанной с преодолением инерции ортодоксального мышления и творческим поиском новой мировоззренческой парадигмы.
       Современное обществоведение, по-видимому, переживает период, аналогичный тому, который имел место на рубеже ХIХ-ХХ веков в естествознании, когда происходил процесс смены механической картины мира электромагнитной и квантово-релятивистской. Беспрецедентность последней была столь разительна, что даже такие ее основоположники, как К.Максвелл, Г.Лоренц, А.Пуанкаре, М.Планк, не поняли мировоззренческий смысл своих открытий и пытались истолковать их в духе традиционного механистического мышления. Нечто подобное происходит сегодня в отечественном обществоведении и упомянутая выше книга может способствовать преодолению консерватизма мышления в исследовании перспектив общественного развития.
       Предлагаемая мною концепция коммунистической идеи была изложена в статье, принятой к печати летом 1991 года, но последовавшие вскоре августовские события сделали ее публикацию невозможной. Появление в "ЭГ" работ по коммунистической проблематике позволяет мне предложить для обсуждения один из возможных переходных вариантов интерпретации образа будущей цивилизации.
       Да, марксизм сформировался как идеология пролетариата. Его основоположники подчеркивали, что их учение представляет собой обоснование исторической миссии пролетариата как могильщика капитализма и строителя коммунизма. Следовательно, марксистскую концепцию коммунистической идеи можно рассматривать как ее пролетарский вариант, который, несомненно, отражал момент истины в развитии индустриального общества, ведущую роль пролетариата в борьбе с социальными устоями буржуазного строя. Но в современных условиях, когда мир все глубже втягивается в орбиту постиндустриальной, информационной, технократической цивилизации, пролетариат утрачивает свою авангардную роль. Он остается одним из крупных отрядов наемных работников, среди которых все возрастающее историческое значение приобретает деятельность научной, технической и творческой интеллигенции.
       Эти изменения должны найти свое отражение в современной концепции коммунистической идеи. В процессе своего становления и развития она неоднократно изменила свою форму и выступала в виде христианского коммунизма, утопического коммунизма Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, утопического социализма Сен-Симона, Фурье и Оуэна, марксизма-ленинизма. Современный этап в развитии коммунистического учения имеет свои истоки в ленинском теоретическом наследии.
       Стремление переосмыслить коммунистическую идею в соответствии с требованиями нового времени вовсе не означает отказа от марксизма. Напротив, речь идет о его дальнейшем развитии, о создании более общей теории, в которой пролетарский вариант марксизма выступает как частный случай этой теории. Аналогичным образом развивается естествознание: например, классическая механика была включена в более общую квантово-релятивистскую картину мира, а евклидова геометрия оказалась частным случаем теорий Лобачевского и Римана.
       Коммунистическая идея, обозначающая контуры будущей цивилизации, не может базироваться на каком-то одном конкретно-историческом учении. Картина будущего окажется полноценной только в том случае, если она будет формироваться на основе достижений мировой науки и культуры, о чем неоднократно говорил В.И.Ленин. Коммунизм - это обобщенный вывод из развития научного и художественного сознания человечества, спроецированного на будущее. Коммунизм - это не категория исторического материализма, а категория мировой культуры.
       Развитие общества, вслед за классиками, условно можно разделить на предысторию и собственно человеческую историю, которые они соответственно охарактеризовали как царство необходимости и царство свободы. На мой взгляд, основное различие между ними состоит в том, что в первом случае определяющую роль в жизни общества играют материальные, а во втором - духовные факторы.
       Предыстория - это такой период в развитии общества, когда над человеком продолжает господствовать материальная необходимость, когда первичное значение для него имеет удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилье и других материальных благах, на их создание и направлена в первую очередь его производственная деятельность.
       Господство над человеком естественных закономерностей повязывает его духовную сущность, отягощает и деформирует ее. Выход человека из производственного процесса - решающее условие обретения им духовной независимости и творческой свободы.
       Но именно в этом и состоит технический прогресс. Его внутренним стимулом всегда было стремление людей заменить выполняемые ими производственные действия соответствующими механизмами и техническими устройствами. Промышленные революции как раз и заключались в том, что передавали энергетические, операционные и другие действия участвующих в производстве людей машинам, силам природы. В настоящее время за человеком, в принципе, остались лишь контрольно-логические и координационно-управленческие функции, которые в ходе современной научно-технической революции передаются различным кибернетическим устройствам и их системам. В конечном счете этот процесс приведет к созданию полностью автоматизированных систем, автономных по отношению к человеку. Производство станет самодостаточным. Взаимодействие с ним человек, скорее всего, будет осуществлять через особое кибернетическое пространство, охватывающее глобальные компьютерные производственные связи и коммуникации.
       Поэтапная автоматизация и свойственная ей техника, превращающая производство в единую целостную систему, неизбежно будет сопровождаться обобществлением производственных отношений, вырождением отношений собственности на средства производства. Основанные на формах собственности экономические отношения постепенно преобразуются в хозяйственно-организационные, которые, в конечном счете, подвергнувшись глобальной компьютеризации, уйдут в производственное киберпространство. Экономические отношения утратят свой базисный характер. Человек выйдет из процесса производства и, как говорил К.Маркс, встанет рядом с ним. То есть будет не в нем, а с ним. Это приведет к коренному преобразованию всей общественной жизни. Завершится эра предыстории человечества, и общество вступит в полосу своей подлинной истории, где базисное значение приобретут духовные факторы.
       Качественное преобразование несущих конструкций человеческого бытия коренным образом изменит всю систему взаимоотношений между людьми. Навсегда уйдут в прошлое отношения эксплуатации и угнетения, господства и подчинения, насилия и принуждения. На их месте утвердятся отношения творческого соревнования, сотрудничества и взаимопомощи, основанные на гармонии интересов личности, коллектива и общества.
       Период собственно человеческой истории можно рассматривать как эру коммунистической или гуманистической цивилизации. Сегодня преждевременно пытаться дать конкретную характеристику этой цивилизации во всем богатстве ее определений. В наших силах разве что обозначить ее контуры, ее основные черты. Руководствуясь по существу и по форме определением коммунизма, которое дал Маркс в "Критике Готской программы", принимая во внимание все сказанное выше, допустимо утверждать, что коммунизм наступит тогда, когда человек, сбросив с себя материальные вериги, придет, наконец, к самому себе, к своей изначальной духовной сути. Когда основной производительной силой станет наука, воплощенная прежде всего в автоматизированных системах производства и управления, уровень развития которых позволит полностью удовлетворять разумные потребности людей. Когда вместе с формами собственности исчезнут неравноправные отношения между людьми, а на их месте утвердятся социальная однородность и социальная справедливость. Когда труд станет средством самореализации личности, первой жизненной потребностью. Когда средой обитания людей будет одухотворенное их творческой деятельностью культурное пространство, а разум, талант, вера, нравственность приобретут базисное значение. Когда гуманизм окажется в конечном счете первопричиной, мотивом, целью и смыслом всех проявлений личной и общественной жизни.
       Коммунизм - это не очередная общественно-экономическая формация, имеющая свое начало и конец. Развитие общества путем последовательной смены формаций характерно для предыстории западного мира. Коммунистическая цивилизация способна к бесконечному развитию, ибо нет предела творческим способностям человечества.
       Коммунистическая идея в ее обновленном варианте открывает путь к сближению двух великих исторических мировоззрений: христианского и коммунистического.
       Основой этого процесса является их ориентация на духовный мир человека, совпадение нравственных принципов, решительный отказ от поклонения золотому тельцу, сипе бездуховному потребительству. Нетрадиционный подход к проблеме коммунизма позволяет по-новому подойти к проблеме социализма. В его контексте социализм можно рассматривать как переломную эпоху перехода человечества от индустриальной к духовной цивилизации.
       Трудные дни переживает сегодня коммунистическая идея. Но недалеко то время, когда она возродится обновленной и прекрасной. Ей нет альтернативы. Без нее гаснут человеческие ценности свободы, добра, справедливости.
       Коммунистическая цивилизация - не завтрашний день, а отдаленное будущее в нашей истории. Но ее мерцающий в глубинах времени образ все больше привлекает к себе умы и сердца людей.
       Да, не в чести сегодня коммунистическая идея у официальной России. Не приемлют ее и сравнительно широкие круги обывателей, оболваненные антикоммунистической пропагандой. Настороженно относится к ней молодежь, не защищенная от мутных потоков лжи и клеветы. И тем не менее реалии нашей жизни таковы, что они все настойчивей разворачивают их лицом к коммунистической перспективе.
       Ведь страна нынче стоит на пороге национальной катастрофы. Миллионы людей находятся на грани выживания, испытывая безысходность и отчаянье. Они готовы предпринять самые решительные шаги, чтобы вырваться из нынешней беспросветной ситуации. Нет сомнения в том, что многие из них найдут искомый выход в коммунистической перспективе.


[ cледующая cтатья ]Возврат
Hosted by uCoz