Светлана Гаража «Коммунист» г.Киев 2002г.
В 1996 ГОДУ "Киевские ведомости" опубликовали фрагменты выступления Федерального председателя Союза журналистов Германии Германа Майна, посетившего Киев, перед украинскими коллегами. Гость, конечно же, воспевал независимость западной прессы: "Журналисты в Германии могут не любить политиков смело, поскольку финансово от них никак не зависят. Вся пресса в Германии частная, а частные СМИ живут за счет рекламы. Все понимают, что реклама - залог существования газеты, ее независимости от властей предержащих". В самом конце этого пассажа Г.Майн все-таки отметил: "Ради справедливости нужно признать, что реклама дает другую зависимость - от рекламодателя".
На Западе об этой "другой зависимости" говорят прямо: "Журналисты - люди, которые пишут статьи на обратной стороне рекламных объявлений". Частные СМИ на 70-80% существуют за счет рекламы. Реализация тиража дает оставшиеся 20-30% дохода.
Кто же они такие - "рекламодатели"? Много ли рекламодателей среди ваших знакомых, уважаемые читатели? Рекламодатели - это, безусловно, крайне узкий слой общества, пестрый по составу, но обладающий общим существенным признаком - способностью платить крупные денежные суммы за рекламную площадь или рекламное время.
НАСКОЛЬКО сильно зависят, скажем, тележурналисты и руководство телеканалов от интересов рекламодателей? Да с потрохами зависят! Вот пример, в котором существенно то, кто именно о нем поведал. Известный телеведущий Владимир Познер, президент так называемой Российской телеакадемии, после шести лет работы в 90-е годы на американском телеканале был, как он сам подтвердил в интервью украинской газете "Факты" от 20 июня текущего года, "с треском изгнан оттуда".
"Мы делали программу с Филом Донахью, - рассказывает В.Познер. - Донахью для Америки - звезда, круче не бывает... В передаче мы выступили со своей точкой зрения: надо не Японию ругать, которая, закрыв свой рынок для американских автомобилей, продолжала вовсю торговать в США собственными машинами, а свои автомобили делать лучше... После эфира "Дженерал моторс" - один из рекламодателей нашей программы - снял рекламу с канала. Нас с Филом вызвали к телебоссу, и тот, не особо подбирая выражения, разъяснил, какая глупость допущена: "Мы же из-за вас теряем деньги!". Я попытался заикнуться о свободе слова и услышал, что свобода - на улице, а здесь совсем иные правила... И таких примеров - тысячи!"
Попытался было "заикнуться о свободе слова" и другой известный теледеятель Эдуард Сагалаев. В 1996 году он, руководивший тогда Всероссийской государственной телерадиокомпанией (ВГТРК), после переизбрания Ельцина президентом России заявил: "Во время предвыборной кампании ко мне пришел человек из силовых структур и сказал: есть просьба на время забыть про Чечню. По чистой вздорности я стал с ним пререкаться: в конце концов, я свободный человек. И он мне спокойно и очень тихо сказал: "Ну что вы, Эдуард Михайлович, ну какой же вы свободный человек. Листьев тоже думал, что он свободный человек, а вот видите, как все вышло".
Известный телеведущий Владислав Листьев был убит в подъезде своего дома 1 марта 1995 года, вскоре после того, как стал генеральным директором ОРТ. "Все знают настоящую причину устранения Листьева: он отказал Сергею Лисовскому, генеральному директору фирмы "Премьер-СВ", в праве монопольно распоряжаться рекламным временем на ОРТ" - такое утверждение содержится в прошлогодней интернетовской публикации "История Квазимодо", воспроизведенной в газете "Правда". Прокрутка 30-секундного рекламного ролика на ОРТ стоила несколько тысяч долларов. Более половины всех платежей (по 100-150 тысяч долларов ежедневно!) уходили на западные счета, минуя как банки России, так и ОРТ и образуя теневой доход фирмы "Премьер-СВ"...
"Какая кошка пробежала между ОРТ и НТВ" - так называлась статья в "Известиях", напечатанная вскоре после финансового кризиса 1998 года, когда на глазах миллионов телезрителей разгорелась взаимная беспощадная травля владельцев каналов Березовского (его разоблачал и морально расстреливал через экран НТВ Е.Киселев) и Гусинского (здесь на ОРТ свирепствовал С.Доренко). В свое время Березовский констатировал: "Мы и группа Гусинского были первыми, кто осознал, как СМИ могут помочь в реализации различных шагов, которые мы хотели предпринять".
"Похоже, - отмечал автор публикации в "Известиях", - что две крупнейшие российские телекомпании, взявшие некогда курс на стратегическое партнерство, находятся накануне серьезной информационной войны... Глубинная интрига состоит в борьбе за доминирующие позиции на рекламном рынке, который в последнее время чрезвычайно съежился".
ЭТИ "ГЛУБИННЫЕ ИНТРИГИ" и истинные причины (борьба за рекламные рынки) по-звериному жестоких информационных войн, расправ и "разборок" не называются открыто, с ними, естественно, никогда не ознакомляют телезрителей. Для телезрителей предназначена только сама реклама, это проклятье телеэфира, этот нестерпимый раздражитель, вызывающий у всякого нормального человека аллергию своим, в подавляющем большинстве случаев, "глубокоидиотическим содержанием" (так охарактеризовал -"припечатал" телерекламу в отличной статье "Телеэкран-убийца", напечатанной в №43 "Коммуниста" за этот год, автор из г.Миргорода В.Кучма).
Помнится, как нас, не приученных в советские годы к засорению телеэфира рекламой, поражала неадекватность поведенческих реакций ее персонажей, резкое смещение (в сторону идиотизма!) шкалы привычных жизненных ценностей. "Советская Россия" недоумевала: "Отчего так счастливы, так возбужденно-радостны на телеэкране эти хорошо одетые молодые люди с сияющими глазами? Может быть, их возлюбленные сказали им "да"? Может быть, у них родился долгожданный ребенок? К ним снизошли вдохновение и творческая удача? Нет! Они попробовали новую жевательную резинку. Или шоколадный батончик. Или испытали на себе гигиенический тампон". Не менее "жизнерадостные" рекламные персонажи столь часто и столь задорно выкрикивали "Молодежь выбирает пепси!", что и в реальной жизни множество молодых людей и подростков действительно "выбрали пепси" как стиль жизни. И непонятно, чему после столь упорной обработки удивлялся в 1997 году один из лидеров УНА-УНСО Олег Витович: "Я наблюдаю за состоянием молодежи в Украине, и мне становится страшно. Бутылка кока-колы вызывает у нее более приятные ассоциации, чем в начале 90-х годов вызывал у львовской молодежи желто-голубой флаг...". "Уже ведь выросло поколение детей, - отмечает звездный актер сцены и экрана Олег Янковский, - которые, я думаю, не потянутся сами к глубокому, хорошему, щемящему в искусстве. Они уже выбрали "пепси"..."
Телереклама умело и настырно формирует самого нужного, самого выгодного для нее телезрителя - потребителя, во всем диапазоне значений этого слова, в том числе в мировоззренческом его значении.
Далеко не всякую передачу телереклама готова "осчастливить" своим массированным сопровождением. Рекламодатели, оплачивая присутствие рекламы в эфире, "заказывают музыку", т.е. непосредственно влияют как на содержание телепрограмм, так и на время их выхода в эфир. "Мне стыдно за мой народ!" - обращалась к В.Познеру одна из читательниц в "прямой линии" "Известий" в июле этого года по поводу интеллектуального уровня передачи "Поле чудес". И "академик" растолковал телезрительнице: "Передача "Поле чудес" и не рассчитана на высокий интеллект, она обращена к широкой публике. А от того, сколько у телеканала зрителей, зависит стоимость рекламного времени - поэтому каналы сражаются за рейтинг".
ЕЩЕ ОБ ОДНОМ поистине сатанинском способе борьбы "за рейтинг" рассказал в своих исследовательских работах профессор С.Кара-Мурза: "Тема разрушения и гибели стала главной на нашем телевидении. На частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, следующие принципам фрейдизма, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание...". Вполне можно допустить, что именно здесь кроется разгадка невменяемости постсоветского "свободного" телевидения в вопросе полного отказа от пропаганды насилия. "Музыку заказывают" рекламодатели...
Ученый и писатель Александр Зиновьев, который, будучи высланным в брежневские годы из СССР, 21 год жил и работал в ФРГ, писал оттуда: "Можно протестовать против правительства, против различных партий". То есть, он подтверждал горделивую констатацию Федерального председателя Союза журналистов Германии Германа Майна о том, что немецкие журналисты "могут не любить политиков смело". "Но, - продолжал А.Зиновьев - против денежного механизма (о котором Г.Майн упомянул как бы мимоходом, вскользь. - С.Г.) протестовать невозможно. Я думал: на Западе демократия и все такое. Но теперь-то я вижу, что здесь я раб, а на Родине был свободным человеком. Я - раб СМИ и раб банковской системы. Западное общество - это прежде всего общество денежного тоталитаризма".
Владимир Ильич Ленин в начале прошлого века писал: "Мы в "абсолюты" не верим. Мы над "чистой демократией" смеемся... Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и фабриковать "общественное мнение" в пользу буржуазии. Это факт. Никто никогда не сможет его опровергнуть".
Да и как его опровергнешь, если "свободные" частные СМИ с потрохами зависят от интересов буржуазии, пусть ее представители и выступают под простеньким безобидным названием - "рекламодатели".
ЦИТАТЫ ПО ТЕМЕ
"Правда": "Восемь из десяти чехов считают рекламу в прессе и на телевидении слишком объемной и назойливой. Чешский гражданин вынужден "потреблять" примерно одну тысячу рекламных роликов в день (для сравнения - в Канаде перед глазами человека ежедневно мелькают в среднем три тысячи рекламных роликов, в Америке - пять тысяч)".
"Известия": "Последние чудеса техники в виде цифровых видеомагнитофонов, которые, записывая телепрограммы, позволяют "пролистывать" рекламу, радуют телезрителей, получивших возможность просматривать программы без рекламных пауз, но крайне негативно влияют на рынок телевизионной рекламы. Американские телекомпании пытаются привлечь производителей этих магнитофонов к судебной ответственности..."
Юрий БОНДАРЕВ, выдающийся русский писатель: "Современным миром правят два идола: власть денег и власть прессы в любовном соитии с телевидением".
|