[ Главная I Пресса I Назад I Следующая cтатья ]
Статья в газете 'Советская Россия' о Муслиме Магомаеве

ЛУЧ СОЛНЦА ЗОЛОТОЙ
ВНОВЬ СКРЫЛА ПЕЛЕНА...

       Недавно по ТВ был показан документальный фильм, приуроченный ко дню рождения великого певца советского времени Муслима Магомаева. Комментировать его творчество пригласили в основном уже замшелых представителей советского андеграунда, (таких, как А. Макаревич) и попсовых певиц и певцов (таких, как В. Кузьмин), поднявшихся как пена на волне перестройки и быстро растворившихся в пёстрой массе одноразовых "звёзд". Естественно, что прозвучавшие комментарии соответствовали их творческому уровню. Как только не "обзывали" всенародно любимого певца: и секс-символом брежневской эпохи и первым (почти революционером), кто отказался петь идеологические и комсомольские песни, говорили, что М. Магомаев, в отличие от его предшественников на эстраде, просто лоснился буржуазным лоском. Не хватало только представителей рэп-тусовки с их заранее известным резюме, что Муслим, скорее всего, - "прикольный чувак". О том, как М. Магомаев пел и что именно было особенного в его творчестве, не было ни слова. Озвучивалась вся та же заказная штамповка о том, как он противостоял "советскому режиму", как его рвали на части поклонницы и каким он был успешным мальчиком, разъезжавшим по заграницам. Да и как они могли сказать что либо другое, если у них отсутствует орган восприятия, которым мог быть оценён тот уровень, который присутствовал в творчестве, гениального исполнителя советского времени. Сам певец говорил так: "Если мне песня нравилась, я включал вот это (указывая на область сердца) и пел". Именно в этом заключался секрет его успеха. Перефразируя высказывание известного драматурга, можно сказать, что: "М. Магомаев любил не себя в песне, а песню в себе".
       Водолаз А. Макаревич, прославившийся в своё время доморощенными "философскими" шлягерами, утверждал в этой передаче, что до Магомаева на эстраде выступали только "столбы" с косой саженью в плечах, которые пели исключительно комсомольские и партийные песни. Бодолага, видимо, из-за отсутствия у него органа, на который указывал М.Магомаев, совсем забыл Леонида Утёсова, Георга Отца, Владимира Трошина, Эдуарда Хиля, Валерия Ободзинского, Заура Тутова, Олега Онуфриева и многих других певцов советской эпохи, которые также умели петь сердцем и никак не походили на, идеологически прямые "столбы". С разгулом "демократии" всё творчество, которое в советское время благодаря коммунистической идеологии поддерживалось на высоком уровне, ухнуло, как свиньи в море, в которых вошли бесы (сюжет, известный по евангельской истории). После того, как отпустили "вожжи" цензуры, не допускавшей на эстраде не только похабщину, но и малейший непрофессионализм, на сцену полезли "поющие трусы", барды с уголовной романтикой и женоподобные юнцы, писклявым голосом жалующиеся на свою судьбу и неутолённый детский эротизм. Всё это явление окрестили одним метким словом - попса, точно указывающим место, которым поют новоявленные "фанерные звёзды". Современную эстраду очень точно определил юморист В. Мишин, сказавший, что это - целая куча "супер-стар", копошащаяся у ног одинокого Кобзона. Конечно, лучшие представители поп-культуры иногда дотягивают до исполнения песен животом, но сердцем - теперь уже никогда. Что касается утверждения, что М.Магомаев не исполнял песен с идеологическим содержанием, то это тоже враньё. Достаточно вспомнить, что сам певец сочинил великолепный гимн "Моей стране!", который своим высоким пафосом не уступал "гимну Советского Союза" и в исполнении автора звучал соответствующе. А "Бухенвальдский набат", который пел М.Магомаев, просто потрясал до основания. Была в его репертуаре также песня, прославляющая труд нефтяников и другие произведения, несущие в себе положительный идеологический заряд. Да и, собственно, что плохого в том, что в советское время были песни, прославляющие Родину, народ-труженик и партию, благодаря которой страна от сохи поднялась в космос и победила фашизм, перед которым все западные "демократии" встали на колени. Я например, не помню таких певцов, которые исполняли только патриотические песни, всегда присутствовал смешанный репертуар. При этом невозможно вспомнить ни одной патриотической песни, которая была бы бездушной и не вызывала подъём высокого чувства в человеке. Жаль, что А.Макаревич, принадлежащий к цеху, любимых им "роллингов" и "битлов", плохо знал английский язык и, видимо, не мог по достоинству оценить пропаганду наркотиков, свободной "любви" и других человеческих пороков, воспеваемых его кумирами.
       В этой новой передаче сам М. Магомаев "признался", что был скрытым антисоветчиком. Это запоздалое "откровение" мэтра теперь уже не имеет никакого значения, так как сам он был плоть от плоти рождённым в советское время и при советском строе. Естественно, что, когда страна была предана на поругание и заклание, он не нашел себе места в рядах армии "поющих трусов" - новоявленных кумиров. Это признали и сам ведущий и участники передачи, не отказавшие себе в удовольствии после лицемерных эпитетов "король" и "классик", данных М.Магомаеву, закончить передачу кадрами, где певец выглядит сломленным и забытым, "нервно курит", погруженный в тяжелые думы о былом.
       Да, сейчас в стране и на эстраде другие нравы. Неудивительно, что на одной из телепосиделок, посвящённой скандальной жизни "звёзд", один из журналистов договорился до того, что в пример другим стал ставить певца, известного всем своей извращённой ориентацией. Журналюга (по другому его назвать нельзя) совершенно серьёзно утверждал, что (по мнению нормальных людей) кривляющийся на эстраде мужеложец, должен служить нравственным примером, т.к. редко мелькает в скандальных хрониках желтой прессы. Вот уж докатились так докатились и вляпались так, что дальше некуда! А почему не делать таких заявлений журналистам, если политик из СПС (Б.Надеждин) в передаче "Момент истины" на "голубом глазу" сначала поведал зрителям, что он - христианин, а потом сообщил, что группа "Тату" - это гордость России, потому что, он неё "писает кипятком" вся Европа и Япония, на "демократию" которых они теперь равняются. Хорош - христианин! Да, воистину, зло стало настолько всевластно, что ему теперь уже не надо скрываться.
       Когда нет внутреннего содержания, сфабрикованным звёздам приходится петь в пастельных тонах или яростно скакать по сцене в шутовских нарядах, привлекая внимание публики мало прикрытыми филейными частями. Даже чуточку усложнённого А. Макаревича после бунта "черни" на эстраде сразу "засыпали нафталином" и "сдали в утиль". М.Магомаев был воистину певцом высокой Любви, которую в нынешнее время заменили убогим понятием секс, который и в советское время - был, но только естественной частью высокого чувства, пробуждающего в человеке Душу, но никак не подменяющий её. Уже в пост перестроечное время мне удалось побывать на концерте, посвящённом дню космонавтики. Общий стиль концерта вызывал удручающее впечатление, когда вместо того, чтобы воспеть любимыми песнями советского времени, подвиг космонавтов, на сцену вывели суррогатных исполнителей; танцующих брэйк, ряженный десантников, хороводы бутафорских селян с ложками и балалайками, представляющих Россию не космической сверхдержавой, а разгульной самоварной и лапотной, как принято воспринимать нашу страну на Западе. Был ещё юморист, который попытался пародировать В.И. Ленина, но под свист зала он с позором покинул сцену. И казалось, что нет конца и края этой душной пошлости, которой пичкали первооткрывателей космоса и их гостей. Но вот на сцену вышел М.Магомаев, сел за рояль, и от первых аккордов зал вздрогнул, потому что люди наконец услышали долгожданный звук поднимающегося человеческого Духа, так настойчива заглушаемый все последнее время. И хотя певец исполнил совсем не советскую песню "Вдоль по Питерской", но раскат его пения был подобен грому на гнилом болоте, это была советская патриотическая кантата в чистом виде. И зал встал и долго благодарно рукоплескал этому долгожданному глотку чистого воздуха. Что бы сам певец ни говорил о своей "антисоветской" сущности, по всему видно, что его удовлетворяет только эта манера исполнения. В канун его предыдущего юбилея по ТВ певца показали в кругу друзей, которые со сцены поздравляли его и исполняли свои песни. По всей видимости, эти излияния вызывали у М.Магомаева сердечную благодарность, но не более. Однако, когда на сцену вышел Заур Тутов и запел "Вечную весну", вновь прорвался этот божественный звук истинной свободы советского человека, которого в последнее время бывшие корифеи научились стыдится. М.Магомаева как будто подменили, он из умудренного жизнью, усталого мэтра, образ которого в нём старательно лелеяли его друзья и поклонники, вновь превратился в воплощение бессмертного звука Вечной Весны. Он пел вместе с Зауром Тутовым, совсем забыв о своей нынешней роли, и когда песня закончилась, в первый раз за весь вечер он вскочил со своего места и бросился обнимать певца, вновь включившего его в Вечное, дав возможность на минуту позабыть о временном. Именно за эту страсть к истинным чувствам и умению их выразить обожали М.Магомаева, но никак не за сексуальность и буржуазный лоск, о которых гутарили убогие мыслью и чувством комментаторы из телеящика.
       Муслим Магомаев, которого мы знаем, вовремя ушел, не потому, что стал невостребованным или боялся "выйти в тираж", потеряв статус короля эстрады, нет - его Душа не захотела оскверниться, выступая на одной сцене вместе с содомитами и "поющими трусами".


[ cледующая cтатья ]Возврат
Hosted by uCoz